Оптимизация расходов

В 2016 году в условиях изменяющейся макроэкономической обстановки ОАО «РЖД» своевременно была произведена оценка рисков производственных и финансово-экономических показателей до конца 2016 года. На протяжении года было проведено четыре заседания Бюджетного комитета ОАО «РЖД», на которых были сформулированы задачи по росту внутренней эффективности в 2016 году.

Итогом этой работы стала разработанная Сводная программа мероприятий по оптимизации операционной и инвестиционной деятельности, в том числе по оптимизации затрат за счет реализации соответствующих мероприятий.

В первую очередь эффекты достигнуты за счет повышения энергоэффективности, внедрения ресурсосберегающих технологий, сдерживания роста цен, а также реализации организационно-технических мероприятий, в том числе за счет:

  • дополнительной программы по повышению производительности труда на 1,5 п. п. (с 3,5 до 5 %);
  • ограничения роста цен на закупаемую продукцию (услуги) при соблюдении заданного уровня качества, сроков выполнения поставок и гарантирования устойчивости объемов их производства (в том числе снижения затрат на материалы, оплату аутсорсинговых фирм, текущий ремонт автотранспорта, зданий и сооружений, технического обслуживания устройств, приборов, оборудования и др.);
  • снижения объемов использования новых материалов верхнего строения пути за счет применения при производстве планово-предупредительного ремонта пути с технологией замены части балласта старогодным с выполнением работ сформированными полносоставными выправочными комплексами;
  • ужесточения удельных норм расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов за счет повышения эффективности применения рекуперативного торможения и использования энергии рекуперации, внедрения ресурсосберегающих технологий (систем регистрации параметров работы тепловоза и контроля дизельного топлива, автоведения в пассажирском и грузовом видах движения, прогрева тепловозов);
  • снижения потребления топливно-энергетических ресурсов на прочие нужды (установка счетчиков для учета электроэнергии на объекты, учет по которым ведется в соответствии с нормативным расчетом; замена используемых ламп светодиодными; сокращение среднесуточного пробега автотранспорта, а также оптимизация маршрутов и сокращение количества заявок служб на его выезд; установка счетчиков расхода топлива на автотранспорт и др.);
  • уточнения графика ввода в действие новых объектов основных фондов в рамках реализации инвестиционной программы, а также проводимой работой по консервации объектов основных фондов;
  • оптимизации расходов на сервисное обслуживание локомотивов (установление задания сервисным компаниям по установке нового линейного оборудования только взамен оборудования с истекшим сроком службы и при необходимости создания переходного запаса оборудования локомотивов новых серий, выполнение коэффициента технической готовности локомотивов, совмещение плановых ТР-2 и ТР-3 с работами по продлению срока службы);
  • оптимизации прочих затрат (расходы на коммуникационную деятельность, консалтинговые услуги, командировки, услуги связи и др.).

В результате в рамках реализации принятого подхода по сохранению безубыточности деятельности Компания снизила расходы по перевозочным видам деятельности на 57,2 млрд руб. к первоначальному плану, утвержденному советом директоров ОАО «РЖД» и одобренному Правительством Российской Федерации 26 ноября 2015 года (протокол № 43) (с 1 353,4 до 1 296,2 млрд руб.).

При этом в сопоставимых условиях, с учетом непринятия в 2016 году решения о сохранении ставки по налогу на имущество на уровне 2015 года в размере 1 % в отношении объектов железнодорожной инфраструктуры, которое прогнозировалось в первоначальном финансовом плане, снижение расходов составило порядка 63,5 млрд руб.

Кроме того, за счет повышения внутренней эффективности деятельности ОАО «РЖД» изыскало дополнительные средства на проведение капитального ремонта и содержание железнодорожной инфраструктуры (пути) в сумме 15 млрд руб., что позволило не только увеличить физические объемы капитального ремонта пути, но и не допустить роста километров со сверхнормативным пропущенным тоннажем.

Также в 2016 году в целях увеличения клиентской базы и повышения эффективности пассажирских перевозок были направлены дополнительные средства в размере 0,8 млрд руб. на финансирование мероприятий в рамках Года пассажира. В результате реализуемых мероприятий себестоимость по перевозочным видам деятельности в условиях значительного ценового давления увеличилась всего на 0,8 % к уровню 2015 года, что существенно ниже среднегодовой инфляции (7,1 %).

Принятие действенных своевременных антикризисных мер в 2016 году позволило Компании нивелировать все основные риски.