Анализ доходов по перевозочным видам деятельности

В 2016 году обеспечено получение доходов от перевозок в объеме 1 387,0 млрд руб. с ростом к уровню 2015 года на 4,6 % (+61,0 млрд руб.).

Показатель Единицы измерения 2015 2016 Изменения
план факт факт к плану 2016 к 2015
+/– % +/– %
Доходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги млрд руб. 1 326,0 1 378,7 1 387,0 8,3 100,6 61,0 104,6
грузовые перевозки млрд руб. 1 203,9 1 247,1 1 254,5 7,3 100,6 50,5 104,2
пассажирские перевозки, в том числе млрд руб. 11,7 15,8 17,0 1,1 107,0 5,2 144,4
в дальнем следовании млрд руб. 11,2 13,9 14,9 0,9 106,7 3,6 132,5
в пригородном сообщении млрд руб. 0,5 1,9 2,1 0,2 109,3 1,6 в 4 раза
предоставление услуг инфраструктуры, в том числе млрд руб. 99,8 104,7 104,6 –0,1 99,9 4,85 104,9
по грузовым перевозкам млрд руб. 8,1 8,0 7,4 –0,6 92,1 –0,7 91,9
в дальнем следовании млрд руб. 63,1 66,6 66,7 0,1 100,2 3,7 105,8
в пригородном сообщении млрд руб. 28,7 30,0 30,5 0,5 101,5 1,8 106,4
предоставление услуг локомотивной тяги млрд руб. 10,5 11,0 10,9 –0,1 99,3 0,4 103,9

Доходы от грузовых перевозок

В 2016 году доходы составили 1 254,5 млрд руб., с увеличением к уровню 2015 года на 50,5 млрд руб., или на 4,2 %.

При этом за счет роста грузооборота на 1,5 % к уровню прошлого года дополнительно получено 17,5 млрд руб. доходов, индексация тарифов на грузовые перевозки в размере 9 % позволила получить 101,2 млрд руб.

Ключевой вызов, с которым столкнулась Компания в 2016 году, – это негативные изменения:

  • в структуре перевозимых грузов по номенклатуре грузов и внутри номенклатурной группы «Нефть и нефтепродукты» (увеличение доли перевозок низкодоходных для ОАО «РЖД» грузов);
  • по видам сообщений (снижение доли грузооборота по транзиту, внутригосударственным и международным перевозкам через погранпереходы при одновременном увеличении доли менее доходных перевозок грузов, следующих через порты Российской Федерации);
  • по категориям отправок и пр.

Указанные изменения в структуре перевозок повлияли на снижение темпов роста уровня средней доходной ставки. Так, по итогам 2016 года рост средней доходной ставки ОАО «РЖД» составил 2,7 % к предыдущему году, в то время как при определении уровня индексации тарифа на грузовые перевозки на 2016 год предусматривался рост эффективной ставки на уровне 7,5 %. Снижение темпов роста доходной ставки привело к сокращению тарифной выручки ОАО «РЖД» и в то же время к снижению совокупной тарифной нагрузки на экономику в целом.

Факторный анализ увеличения доходов от грузовых перевозок, 2016 год к 2015 году, млрд руб.

Доходы от пассажирских перевозок в дальнем следовании

ОАО «РЖД» осуществляет перевозки пассажиров в дальнем следовании скоростными поездами «Сапсан», «Ласточка» и «Аллегро».

Доходы от таких перевозок за отчетный год составили 14,9 млрд руб., прирост к уровню прошлого года составил 3,6 млрд руб. или 32,5 %.

На рост доходов от пассажирских перевозок в дальнем следовании скоростными поездами повлияло увеличение объема отправленных пассажиров на 27 % в 2016 году к уровню 2015 года, что связано с увеличением назначений на 14 %, в том числе:

  • на 27 % по поездам «Сапсан» (на 48 % по одиночным составам, на 18 % по сдвоенным составам);
  • на 5 % по поездам «Аллегро»;
  • на 23 % по поездам «Ласточка» в дальнем следовании.

Доходы от пассажирских перевозок в пригородном сообщении

Доходы от пассажирских перевозок в пригородном сообщении составили 2,1 млрд руб.

До октября 2016 года ОАО «РЖД» осуществляло перевозки пассажиров в пригородном сообщении в качестве перевозчика на территории Краснодарского края электропоездами «Ласточка» на участках Сочинского полигона. Доходы от указанных перевозок составили 0,7 млрд руб.

С 1 октября 2016 года перевозчиком на Сочинском полигоне является ОАО «Кубань Экспресс-Пригород».

С 10 сентября 2016 года ОАО «РЖД» оказывает услуги по организации транспортного обслуживания в пригородном сообщении на Московском центральном кольце, что позволило получить доходы за период до конца 2016 года в размере 1,4 млрд руб.

Доходы от предоставления услуг инфраструктуры

Доходы от предоставления услуг инфраструктуры составили 104,6 млрд руб., что больше уровня прошлого года на 4,85 млрд руб., или на 4,9 %, в том числе:

  • доходы от предоставления услуг инфраструктуры при грузовых перевозках сократились на 0,7 млрд руб. к уровню прошлого года по следующим причинам:
    • изменение уровня тарифов за предоставляемые услуги по занятию инфраструктуры железнодорожного транспорта в связи с вводом с 7 июня 2015 года новых ставок, установленных приказом ФСТ России от 29 апреля 2015 года № 127-т/1, которые в 2,7 раза ниже ранее действовавших договорных тарифов ОАО «РЖД» (–0,3 млрд руб.);
    • уменьшение количества отстаиваемых вагонов на инфраструктуре в связи со снижением рабочего парка вагонов за 2016 год на 4,6 % (–44 тыс. единиц) к уровню 2015 года (–0,4 млрд руб.);
  • доходы от предоставления услуг инфраструктуры при пассажирских перевозках к уровню 2015 года увеличены на 5,5 млрд руб., из них.:
    • в дальнем следовании выше уровня 2015 года на 3,7 млрд руб. за счет индексации тарифа на 4 %, увеличения доли скорых и скоростных поездов в дальнем следовании, а также роста вагоно-километровой работы на 0,4 %;
    • в пригородном сообщении выше уровня прошлого года на 1,8 млрд руб. за счет индексации тарифа на 4 % и роста вагоно-километровой работы на 1,7 %.

Доходы от услуг локомотивной тяги

Доходы от услуг локомотивной тяги составили 10,9 млрд руб. К уровню предыдущего года доходы выросли на 0,4 млрд руб., или 3,9 %.