Скоростные перевозки
Скоростные пассажирские перевозки осуществляются Дирекцией скоростного сообщения (ДОСС), филиалом ОАО «РЖД», и АО «ФПК».
В 2016 году пассажирооборот по скоростным поездам вырос на 24,3 % – до 4,6 млрд пасс.-км. Увеличение пассажирооборота было отмечено как во внутреннем сообщении, так и в международном.
Количество отправленных скоростными поездами пассажиров увеличилось на 19,1 % по сравнению с 2015 годом и составило 9,2 млн человек. В частности, поездами «Сапсан» и «Ласточка» в дальнем следовании во внутреннем сообщении перевезено 5,9 млн человек (рост на 27,4 %); поездами «Аллегро» в международном сообщении – 0,2 млн человек (рост на 8,8 %).
Увеличение пассажиропотока на российско-финском направлении достигнуто благодаря проведению акции «Планируй заранее», а также в связи со стабилизацией курса российской валюты.
В 2016 году продолжалось курсирование сдвоенных поездов «Сапсан», запущенных в августе 2014 года по направлению Москва – Санкт-Петербург. По итогам года использование вместимости поездов «Сапсан» составило 81,3 % (в 2015 году – 80,3 %). Активные действия по концентрации скоростных поездов «Сапсан» на участке Москва – Санкт-Петербург позволили увеличить долю железнодорожного транспорта на данном направлении до 69,7 % (+3,7 п. п. к 2015 году).
Начиная с 17 декабря 2016 года организовано курсирование высокоскоростного поезда «Стриж» по маршруту Москва – Берлин.
Всего с начала эксплуатации скоростных электропоездов по состоянию на 1 января 2017 года было перевезено:
- электропоездом «Сапсан» – 22,7 млн человек;
- электропоездом «Аллегро» – 2,3 млн человек;
- электропоездом «Ласточка» – 9,2 млн человек;
- электропоездом «Стриж» – 1,9 млн человек.
На балансе Дирекции скоростного сообщения по состоянию на 1 октября 2016 года находилось 16 высокоскоростных поездов «Сапсан», 94 скоростных поезда «Ласточка», из них 54 скоростных поезда ЭС1 производства компании Siemens AG и 44 скоростных поезда ЭС2Г производства ООО «Уральские локомотивы», 2 автомотрисы «Песа». Кроме того, Дирекция осуществляет оперирование поездов «Аллегро», арендованных ОАО «РЖД» у финско-российской компании Oy Karelian Trains. В рамках проекта Дирекция скоростного сообщения также выполняет работы по техническому обслуживанию поездов «Аллегро» совместно с финскими железными дорогами (VR Group Ltd).
Реализация проектов скоростного и высокоскоростного движения
Высокоскоростная магистраль Москва – Казань
Месторасположение магистрали | Москва, Московская область, Владимирская область, Нижегородская область, Чувашская Республика, Республика Марий Эл и Республика Татарстан |
---|---|
Протяженность | 770 км |
Время в пути от Москвы до Казани | 3 ч 30 мин |
Максимальная скорость движения | До 400 км/ч |
Ширина колеи | 1 520 мм |
В рамках реализации проекта ВСМ Москва – Казань, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2016 года № 5-р, ОАО «РЖД» в 2016 году последовательно осуществляло подготовку к строительству первой отечественной высокоскоростной магистрали.
Основные усилия были направлены на решение следующих задач:
- выполнение изыскательских и проектных работ для разработки проектной документации строительства магистрали;
- создание нормативно-технической базы для проектирования, строительства и эксплуатации инфраструктуры ВСМ и высокоскоростного подвижного состава;
- создание нормативно-законодательной базы для организации высокоскоростного сообщения в Российской Федерации;
- создание необходимых механизмов реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства и концессии;
- создание и организация производства в России линейки высокоскоростного подвижного состава;
- актуализация организационно-правовой модели реализации проекта и работа с потенциальными отечественными и зарубежными инвесторами по согласованию условий их участия в проекте, привлечению инвестиций и формам сотрудничества.
Проектирование магистрали осуществлялось в соответствии с договором на проектирование от 18 июня 2015 года № 25/15. К настоящему времени выполнено 67 % работ от общего объема, затрачено 12,6 млрд руб. из предусмотренных 18,9 млрд руб.
ОАО «РЖД» совместно с ОАО «Скоростные магистрали», российско-китайским консорциумом проектных организаций и французскими техническими консультантами (Systra, SNCF) в полном объеме выполнен комплекс инженерных изысканий, разработана проектная документация строительства первого участка магистрали Москва – Нижний Новгород.
Разработана и утверждена Минстроем России документация по планировке территории для строительства магистрали на территориях Московской, Владимирской и Нижегородской областей, а для строительства магистрали на территориях г. Москвы, Республики Марий Эл, Чувашской Республики и Республики Татарстан документация представлена на согласование и утверждение в Минстрой России.
При строительстве ВСМ будут использоваться лучшие и передовые технические решения для скоростей движения до 400 км/ч, основанные на практике строительства и эксплуатации высокоскоростных железнодорожных линий. К ним относится безбалластное верхнее строение пути для скоростей до 400 км/ч (запроектировано свыше 1 400 км). Разработанная специально для России конструкция учитывает европейский и китайский опыт, в том числе эксплуатацию на участке Харбин – Далянь с климатическими условиями, близкими к российским.
Специально для магистрали на основе математического моделирования разработана контактная сеть КС-400 (запроектировано свыше 1 700 км). Результаты моделирования подтверждены научным сообществом ведущих стран.
Более 150 км ВСМ Москва – Казань будет проходить по искусственным сооружениям – мостам и эстакадам, не имея пересечений в одном уровне с другими транспортными линиями. В целях обеспечения технологического единства проектных решений разработаны унифицированные конструкции искусственных сооружений для диапазона скоростей от 200 до 350 км/ч. Основу унификации составили пролетные строения, впервые разработанные для такой скорости.
Завершение проектных работ планируется в первом полугодии 2017 года.
В 2016 году разработана концепция развития прилегающих к ВСМ территорий, сформированы паспорта инвестиционных проектов, в которых определены основные направления и параметры развития территорий.
Проведен публичный технологический и ценовой аудит инженерных изысканий и проектной документации участка Москва – Нижний Новгород, включая оценку технических требований и ограничений высокоскоростного подвижного состава, технологий его эксплуатации и обслуживания с учетом предложенных проектных решений, по результатам которого получено положительное заключение.
По мнению международных аудиторов (ООО «Эрнст энд Янг – консультационные услуги», «ТЦИБ Транспорт Консалтантс Интернэшнл Берлин ГмбХ КНД Ко.КГ» и MOLINARI), основные технические и технологические решения, заложенные в проектной документации, отвечают современному уровню строительства и эксплуатации высокоскоростных магистралей в мире.
Трассировка магистрали является обоснованной и выбрана исходя из минимизации капитальных затрат на строительство при обеспечении требований по безопасности движения и комфортности перевозки пассажиров, а анализ пассажиропотока подтверждает принятые в проектной документации параметры.
Состав технических требований к высокоскоростному подвижному составу в целом соответствует международной практике, стандартам и конкурсной документации в других странах.
Удельная стоимость строительства 1 км магистрали соответствует среднему ценовому диапазону относительно международных объектов-аналогов, а величины удельных эксплуатационных расходов соответствуют мировой практике.
В течение 2016 года осуществлялись мероприятия, необходимые для принятия нормативно-правовых актов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе и по подготовке к процедуре изъятия земельных участков и объектов недвижимости.
В ОАО «РЖД» была актуализирована и утверждена Федеральным агентством железнодорожного транспорта Программа научно-технического сопровождения строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей и подвижного состава.
С учетом результатов проектирования актуализированы специальные технические условия на проектирование и эксплуатацию ВСМ Москва – Казань, организована разработка национальных стандартов для высокоскоростных железнодорожных линий.
Были актуализированы организационно-правовая и финансовая модели реализации проекта, а также инвестиционная декларация, разработаны основные положения концессионного и прямого соглашений, акционерного и кредитного соглашений в рамках концессии.
Продолжена работа по сотрудничеству с потенциальными инвесторами, в том числе из КНР, Германии и Италии, в рамках реализации проекта ВСМ Москва – Казань. Получены предложения от потенциальных инвесторов по условиям предоставления долгового и акционерного финансирования. Ведется работа по согласованию приемлемых для российской стороны форм сотрудничества и параметров финансирования.
В рамках реализации проекта разработаны и утверждены технические требования высокоскоростного железнодорожного подвижного состава. Проектируемый поезд будет иметь эксплуатационную скорость до 360 км/ч, а в процессе испытаний – до 400 км/ч, при этом вместимость поезда составляет 680 пассажиров.
Разработана концепция грузового высокоскоростного специализированного подвижного состава с конструктивными особенностями, позволяющими перевозить от 300 до 600 т контейнерных грузов со скоростями до 300 км/ч.
25 июня 2016 года в Пекине в рамках встречи глав государств России и Китая подписаны соглашения о намерениях по сотрудничеству в вопросах локализации высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и железнодорожного оборудования на территории Российской Федерации.
Строительство ВСМ Москва – Казань с продлением до Екатеринбурга, а впоследствии до Пекина, а также развитие сети в направлении Евросоюза позволит объединить создаваемую в Европе сеть Euro Carex со скоростями до 300 км/ч и китайскую сеть China Railway Carp со скоростями до 250 км/ч и создать «высокоскоростной грузопассажирский мост» между транспортными сетями Китая и Европы.
Этот масштабный проект станет не только важнейшим связующим элементом в системе транспортных коммуникаций Евразии, но и обеспечит непосредственное сопряжение Евразийского экономического союза с китайским проектом «Экономический пояс Шелкового пути».
По предварительным оценкам с учетом объемов товарооборота «Восток – Запад» доля маршрутов, проходящих через Россию, может превысить 15 % с дополнительной выручкой ОАО «РЖД» более 300 млрд руб. в год (в ценах 2016 года). После утверждения на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам реализации инвестиционного проекта строительства ВСМ Москва – Казань организационно-правовой и финансовой моделей реализации проекта в Правительство Российской Федерации будет направлено предложение о заключении концессионного соглашения с последующим началом строительства во втором полугодии 2017 года.