Система риск-менеджмента

Решением совета директоров ОАО «РЖД» от 7 декабря 2015 года утверждено Положение о системе управления рисками. В положении учтены рекомендации Федерального агентства по управлению государственным имуществом к структуре и содержанию внутренних документов, определяющих подходы компаний с государственным участием к управлению рисками, в том числе формализованы процедуры, связанные с определением предпочтительного риска в Компании.

Цели системы управления рисками:
  • обеспечение непрерывности и стабильности производственной деятельности ОАО «РЖД» путем ограничения степени воздействия на нее внешних и внутренних негативных факторов;
  • обеспечение обоснованного уровня уверенности в достижении контрольных параметров целевого состояния, предусмотренных нормативными документами ОАО «РЖД», в условиях действия внешних и внутренних факторов.

Положение о системе управления рисками определяет:

  1. цели и задачи системы управления рисками;
  2. принципы функционирования системы управления рисками;
  3. участников процесса управления рисками и их функции;
  4. взаимодействие в рамках системы управления рисками;
  5. этапы процесса управления рисками.
Основные задачи системы управления рисками:
  • выявление потенциальных областей риска и оценка возможности предотвращения или минимизации возникновения рисков;
  • сбалансированное распределение и нормативное закрепление полномочий и ответственности участников системы управления рисками ОАО «РЖД»;
  • определение ресурсов, необходимых для проведения работы по устранению или минимизации выявленных рисков, и их оптимальное распределение в соответствии с установленными регламентами;
  • определение стоимостного влияния всех значимых рисков на финансово-экономические показатели ОАО «РЖД» и реагирование на них на этапе формирования финансового плана холдинга «РЖД»;
  • разработка и оценка комплекса мероприятий по предотвращению рисковых ситуаций и минимизации ущерба в случае их наступления;
  • предупреждение возникновения рисков на основе их систематического прогнозирования и оценки.

Принципы построения и функционирования системы управления рисками

ОАО «РЖД» придерживается принципов и подходов к построению и функционированию системы управления рисками, изложенных в концептуальных моделях управления рисками Комитета спонсорских организаций Комиссии Трэдвэя (COSO ERM «Управление рисками организаций. Интегрированная модель»), международном стандарте ISO 31000 «Менеджмент риска. Принципы и руководящие указания» и требованиях соответствующих положений Кодекса корпоративного управления.

Охват всех видов деятельности

  • Внедрение процедур управления рисками во все функциональные области деятельности ОАО «РЖД», в том числе в рамках процессного подхода к управлению.

Сбалансированность

  • Объективный баланс критериев при принятии решения о способе реагирования на риск: выбор между возможными потерями и возможностями, между издержками по управлению риском и возможным ущербом по управлению рисками.

Комплексность

  • Управление рисками на основе единой методологии и единых принципов, учета системной взаимосвязи рисков, характера их взаимного влияния и возможных последствий.

Интеграция

  • Управление рисками, координируемое владельцами рисков, осуществляемое работниками в процессе выполнения должностных обязанностей.

Непрерывность

  • Проведение регулярного мониторинга и обновление информации, используемой в системе управления рисками ОАО «РЖД».

Применяемые методы управления рисками

  • Уклонение от риска – отказ от шагов и деятельности, реализация которых может привести к появлению негативных последствий значимого уровня.
  • Сокращение риска – проведение мероприятий, направленных на уменьшение вероятности реализации риска и/или снижения возможных последствий его реализации.
  • Распределение риска – сокращение риска за счет передачи третьему лицу (страхование и прочее).
  • Принятие риска – покрытие возможных убытков при реализации риска за счет собственных средств.

Мероприятия по совершенствованию системы управления рисками

В августе 2016 года в Компании было создано отдельное структурное подразделение, ответственное за развитие в ОАО «РЖД» и его дочерних обществах системы управления рисками, – Центр развития управления рисками и аутсорсингом, на который возложены задачи по определению и обеспечению достижения целей развития системы управления рисками ОАО «РЖД» и его дочерних обществ, методическому обеспечению и координации работы подразделений Компании в этой области.

В 2016 году также была продолжена работа по совершенствованию нормативной базы управления рисками в ОАО «РЖД». В частности, приняты Методические рекомендации по оценке коррупционных рисков в ОАО «РЖД» и Методические рекомендации по построению матрицы рисков функционирования железнодорожного транспорта.