Пассажирские перевозки в пригородном сообщении
В 2016 году пассажирооборот по инфраструктуре ОАО «РЖД» в пригородном сообщении вырос на 0,4 % по сравнению с 2015 годом и составил 31,0 млрд пасс.-км. В течение года в пригородном сообщении было отправлено 935,6 млн человек, что на 1,4 % больше, чем в 2015 году. В структуре отправления пассажиров на платную категорию приходится 72,3 %, на федеральных льготников – 7,6 %, на региональных льготников – 8,9 %, на другие категории – 11,2 %. Увеличение платных пассажиров к уровню 2015 года составило 2,5 %.
Структура и итоги деятельности пригородного пассажирского комплекса
Перевозочную деятельность осуществляют 25 пассажирских пригородных компаний (ППК) и ОАО «РЖД» в лице Дирекции скоростного сообщения.
В уставном капитале 19 ППК доля ОАО «РЖД» составляет более 50 %.
По итогам деятельности за 2016 год 21 компания достигла безубыточности – чистая прибыль данных ППК составила 2 556,9 млн руб. По 5 ППК (ОАО «Северо-Кавказская ППК», ОАО «Забайкальская ППК», ОАО «Кузбасс-Пригород», ОАО «Кубань Экспресс-Пригород», ОАО «Южно-Уральская ППК» ) сформирован убыток в размере 632,8 млн руб.
№ п/п | Наименование ППК | Чистая прибыль за 2016 год |
---|---|---|
1 | ОАО «Северо-Западная ППК» | 989,6 |
2 | ОАО «Московско-Тверская ППК» | 629,1 |
3 | ОАО «Калининградская ППК» | 18,8 |
4 | ОАО «Центральная ППК» | 81,4 |
5 | ОАО «Волго-Вятская ППК» | 3,3 |
6 | АО «Содружество» | 1,0 |
7 | АО «Северная ППК» | 661,4 |
8 | ОАО «Северо-Кавказская ППК» | –209,2 |
9 | ОАО «Кубань Экспресс-Пригород» | –129,3 |
10 | АО «ППК «Черноземье» | 34,1 |
11 | АО «Саратовская ППК» | 5,5 |
12 | ОАО «Волгоградтранспригород» | 7,6 |
13 | ОАО «Самарская ППК» | 3,1 |
14 | ОАО «Башкортостанская ППК» | 6,8 |
15 | ОАО «Свердловская пригородная компания» | 44,7 |
16 | ОАО «Пермская пригородная компания» | 15,7 |
17 | ОАО «Омск-пригород» | 2,2 |
18 | ОАО «Экспресс-пригород» | 0,0 |
19 | ОАО «Кузбасс-Пригород» | –1,1 |
20 | ОАО «Алтай-Пригород» | 1,2 |
21 | АО «Краспригород» | 1,9 |
22 | ОАО «Байкальская ППК» | 29,4 |
23 | ОАО «Забайкальская ППК» | –293,1 |
24 | ОАО «Экспресс Приморья» | 0,7 |
25 | АО «ПК «Сахалин» | 19,4 |
Всего | 1 924,0 | |
в том числе по прибыльным ППК | 2 556,9 | |
по убыточным ППК | –632,8 |
Компенсация субъектами Российской Федерации выпадающих доходов перевозчиков
В последние годы на государственном уровне приняты значительные меры по поддержке пригородного комплекса. В результате планомерной работы, направленной на снижение убыточности пригородного комплекса, принятых решений Правительства Российской Федерации и полученных обязательств со стороны субъектов Российской Федерации удалось значительно повысить уровень компенсации потерь в доходах с 44 % в 2011 году до 87 % в 2016 году.
В 2016 году в условиях действия льготного коэффициента к тарифам на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта в пригородном сообщении потребность пригородных перевозчиков в субсидиях на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, составила 12,7 млрд руб. (без учета прибыльных регионов). Начислены субсидии на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов на сумму 10,1 млрд руб., что составляет 79 % от потребности. Получены субсидии из региональных бюджетов на компенсацию выпадающих доходов 2016 года в размере 11,2 млрд руб., в том числе в счет погашения убытков прошлых лет получено 1,2 млрд руб.
Дефицит субсидий из регионов в 2016 году составил 2,8 млрд руб. Полностью компенсировали выпадающие доходы за 2016 год 36 регионов. На территории пяти регионов – Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская и Астраханская области – в условиях льготной инфраструктуры перевозки осуществляются на самоокупаемом уровне.
В то же время в 10 регионах компенсация выпадающих доходов перевозчиков составила менее 50 %. В 2 регионах субсидии на компенсацию выпадающих доходов пригородными компаниями предусмотрены не были.
Уровень компенсации субъектами Российской Федерации | Количество субъектов Российской Федерации | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
Компенсация не требуется | 6 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 |
100 % компенсации | 11 | 18 | 10 | 15 | 41 | 37 |
> 80 % компенсации | 9 | 6 | 12 | 8 | 10 | 12 |
50–80 % компенсации | 13 | 8 | 12 | 21 | 3 | 7 |
< 50 % компенсации | 30 | 32 | 31 | 20 | 10 | 9 |
Не предусмотрено | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 | 2 |
Перевозки прекращены | – | – | – | – | 1 | 1 |
Итого | 73 |
Обновление парка подвижного состава
В целях развития и совершенствования организации пригородных пассажирских перевозок, повышения качества предоставляемых услуг, а также улучшения технического состояния моторвагонного подвижного состава (МВПС) регулярно производится обновление пригородного подвижного состава.
В 2016 году холдингом «РЖД» по программе обновления парка закуплено 500 вагонов пригородного моторвагонного подвижного состава.
Итоги работы по созданию мультимодальных пересадочных узлов
В рамках работы по созданию мультимодальных пересадочных узлов Компанией в 2015 году проводились следующие мероприятия:
- Продолжилась реализация проекта «Городская электричка», который представляет интерес в первую очередь для жителей крупных городских агломераций, так как в часы пик позволяет пассажирам значительно сэкономить время при осуществлении поездок. Проектом «Городская электричка» охвачено уже 8 агломераций – Красноярск, Уфа, Тамбов, Ростов-на-Дону, Калининград, Волгоград, Казань, Воронеж.
- Дальнейшее развитие получил проект «Поезд + автобус» , который положительно зарекомендовала себя на полигоне Горьковской железной дороги, где в конце 2015 года были организованы следующие сме шанные маршруты: Нижний Новгород – Сява, Нижний Новгород – Вахтан, Нижний Новгород – Тоншаево (с учетом пересадки на станции Шахунья) и Нижний Новгород – Шаранга (пересадка на станции Урень).
- В 2016 году на полигоне 9 ППК на 20 направлениях организованы мультимодальные перевозки: ОАО «Алтай-Пригород» – 1 маршрут, ОАО «Волго-Вятская ППК» – 3 маршрута, АО «Содружество» – 4 маршрута, ОАО «Байкальская ППК» – 1 маршрут, АО «ППК «Черноземье» – 2 маршрута, АО «Саратовская ППК» – 3 маршрута, ОАО «Волгоградтранспригород» – 3 маршрута, ОАО «Московско-Тверская ППК» – 1 маршрут, ОАО «Центральная ППК» – 2 маршрута).
Малое кольцо Московской железной дороги
10 сентября 2016 года состоялось открытие движения поездов по Московскому центральному кольцу (МЦК).
На конец 2016 года на МЦК эксплуатировалось 33 электропоезда ЭС2Г «Ласточка» , для покупки проездных документов работало 67 билетных касс. Для пассажиров была доступна 31 станция, при этом с 15 станций были возможны пересадки на другие линии метрополитена, с 6 – на пригородные железнодорожные станции.
За период с 10 сентября по 31 декабря 2016 года на МЦК перевезено 27 028 013 пассажиров. Каждый седьмой пригородный пассажир Московской железной дороги пользовался МЦК. Доля МЦК от общего количества отправленных пассажиров по Московской железной дороге составила 14,0 %.
На МЦК с учетом ввода в эксплуатацию всех станций сохранялась устойчивая динамика по среднесуточной отправке пассажиров. Абсолютный рекорд по отправлению пассажиров в количестве 319 598 человек был установлен 28 декабря.
Истекший период введения платного проезда на МЦК (с 10 октября 2016 года) подтверждает важность нового транспортного продукта для жителей столичного региона. Так, среднесуточная отправка к первому, бесплатному месяцу эксплуатации была увеличена на 22,8 % и составила 252,0 тыс. человек. По рабочим дням в период платного проезда в среднем в сутки отправлялось 292,2 тыс. пассажиров (+33,3 % к месяцу бесплатного проезда) и 155,0 тыс. пассажиров по выходным дням (–11,8 % по сравнению с бесплатным проездом).