Грузовые перевозки

Грузовые перевозки по инфраструктуре ОАО «РЖД»

Основные показатели грузовых перевозок по инфраструктуре ОАО «РЖД»
Показатель Единица измерения 2012 2013 2014 2015 2016
значение %
Погрузка млн т 1 271,9 1 236,8 1 226,9 1 214,5 1 222,3 0,6
в среднем в сутки тыс. т 3 475,1 3 388,5 3 361,5 3 327,3 3 339,5 0,4
Общий грузооборот, в том числе млрд ткм 2 782,6 2 813,1 2 954,5 2 954,9 2 997,8 1,5
груженый грузооборот млрд ткм 2 222,4 2 196,2 2 298,6 2 304,8 2 342,6 1,6
порожний грузооборот млрд ткм 560,2 616,9 655,9 650,1 655,2 0,8
Доля отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок % 72,5 77,5 87,1 92,9 96,1 3,2 п. п.
Краснощек А. А.

В 2016 году нам удалось продемонстрировать рост объемов погрузки впервые за последние 4 года. При этом общий грузооборот увеличился на 1,5 % к уровню 2015 года, а груженый грузооборот вырос на 1,6 % и составил 2 342,6 млрд ткм – самое высокое значение данного показателя в деятельности Компании. Положительная динамика объемных показателей была достигнута в том числе за счет повышения эффективности работы железнодорожного транспорта. Так, за два последних года достигнуто существенное увеличение скорости доставки грузов – на 20,7 %.

Погрузка

Деятельность ОАО «РЖД» во многом отражает ситуацию в российской экономике и промышленности, так как связана с работой крупнейших производителей товаров. Так, согласно данным Росстата, индекс промышленного производства по итогам 2016 года составил 1,1 %. При этом погрузка по сети российских железных дорог составила 1 222,3 млн т (3 339,5 тыс. т в среднем в сутки), что выше уровня 2015 года на 0,6 %. Такая динамика обусловлена ростом погрузки в первую очередь строительных грузов и каменного угля.

Динамика объемов погрузки

По итогам года было отмечено сокращение погрузки во внутрироссийском сообщении на 0,1 % (до 785,6 млн т) при увеличении объемов погрузки на экспорт на 2,2 % (до 428,3 млн т). В результате доля внутреннего сообщения в структуре погрузки в 2016 году сократилась с 64,8 до 64,3 % при одновременном росте удельного веса экспорта с 34,5 до 35,0 %. В общей структуре погрузки преобладали каменный уголь, нефтеналивные и строительные грузы, руда. Их суммарная доля в общем объеме погрузки составила 66,7 %.

Структура погрузки грузов во внутреннем сообщении в 2016 году, %
Структура погрузки экспортных грузов в 2016 году, %

В 2016 году в разрезе классов грузов была зафиксирована разнонаправленная динамика: при росте объемов погрузки грузов I (на 2,4 %, или 17,1 млн т) и III (на 0,7 %, или 0,9 млн т) тарифных классов снизилась погрузка грузов II класса (на 2,8 %, или 10,2 млн т).

В разрезе номенклатуры наибольший удельный вес в 2016 году пришелся на низкодоходные грузы – 60,2 % от общего объема погрузки. Доля среднедоходных грузов составляла 29,4 %, высокодоходных – 10,4 %.

Динамика среднесуточной погрузки, тыс. т
Структура погрузки по видам сообщения
Показатель 2015 2016 Изменение объема, %
млн т доля, % млн т доля, %
Погрузка 1 214,5 100,0 1 222,3 100,0 0,6
Внутреннее сообщение 786,4 64,8 785,6 64,3 –0,1
Экспорт, в том числе 419,2 34,5 428,3 35,0 2,2
через порты 259,6 21,4 273,3 22,4 5,3
через погранпереходы 159,6 13,1 155,0 12,7 –2,9
Импорт и транзит 8,8 0,7 8,4 0,7 –4,3
Изменение объемов погрузки грузов в 2016 году, млн т
Структура погрузки грузов в 2016 году, %
Высокодоходные грузы, %
Среднедоходные грузы, %
Низкодоходные грузы, %

Грузооборот

Груженый грузооборот железнодорожных перевозок в 2016 году вырос на 1,6 % и составил 2 342,6 млрд ткм.

Динамика груженого грузооборота

Общий грузооборот (с учетом пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии) на инфраструктуре ОАО «РЖД» при этом увеличился на 1,5 % к уровню 2015 года и составил 2 997,8 млрд ткм, порожний грузооборот вырос на 0,8 % (до 655,2 млрд ткм).

Темпы роста грузооборота опережают темпы роста погрузки, что связано с ростом средней дальности перевозок грузов. Сокращение объемов короткопробежных внутрироссийских перевозок грузов было компенсировано их ростом в экспортном сообщении через припортовые станции (на 68,1 млрд ткм, или 8,3 %).

В 2016 году средняя дальность перевозок составила 1 599 км, что на 1,8 %, или 28 км, выше уровня 2015 года, в том числе в груженой отправке – 1 764 км (рост на 1,7 %), грузов на своих осях – 1 199 км (рост на 1,8 %).

Средняя дальность перевозки грузов, км
Показатель 2015 2016 Изменение, %
Груженая отправка 1 734 1 764 1,7
Порожняя отправка 1 177 1 199 1,8
Итого средняя по сети 1 570 1 599 1,8

Во внутреннем сообщении груженый грузооборот сократился на 2,4 % – до 976,7 млрд ткм, также произошло снижение грузооборота импортных (на 0,9 % – до 83,8 млрд ткм) и транзитных (на 5,3 % – до 46,0 млрд ткм) перевозок. При этом экспорт по итогам года показал рост груженого грузооборота на 5,5 % – до 1 236,1 млрд ткм.

Произошедшие изменения привели к дальнейшему сокращению удельного веса внутрироссийских перевозок в структуре груженого грузооборота и росту доли экспорта.

Структура груженого грузооборота в 2016 году, %
Структура груженого грузооборота, %

За последние пять лет доля экспортных перевозок в грузообороте повысилась на 4,5 п. п. и в 2016 году достигла 52,8 %, тогда как доля внутрироссийских перевозок, напротив, снизилась до 41,7 %.

Основную долю в структуре груженого грузооборота в 2016 году занимали каменный уголь (40,8 %, рост на 1,6 п. п. к 2015 году), нефтеналивные грузы (17,0 %, снижение на 2,2 п. п.) и минерально-строительные грузы (8,8 %, на уровне 2015 года).

Рынок оперирования грузовыми вагонами

1 072 827 единиц российский парк грузовых вагонов на конец 2016 года

Российский парк грузовых вагонов по состоянию на конец 2016 года составил 1 072 827 единиц, из них 175,1 тыс., или 16 %, являются вагонами парка холдинга  «РЖД».