Расходы по перевозочным видам деятельности

Расходы по перевозочным видам деятельности по итогам 2016 года составили 1 296,2 млрд руб., что на уровне плана, но выше уровня 2015 года на 2,4 %.

Показатели 2015 2016 Изменение, факт 2016 / факт 2015
факт факт млрд руб. %
Расходы по перевозочным видам деятельности, всего 1 266,2 1 296,2 30,1 102,4
Расходы на оплату труда 395,6 400,7 5,1 101,3
Отчисления на социальные нужды 110,4 110,8 0,4 100,4
Материальные затраты 432,7 452,3 19,7 104,5
Материалы 55,9 61,7 5,8 110,3
Топливо 83,1 78,7 –4,4 94,7
в том числе на тягу поездов 70,5 68,5 –2,0 97,1
Электроэнергия 128,0 138,0 10,0 107,8
в том числе на тягу поездов 112,5 121,4 8,9 107,9
Прочие материальные затраты 165,7 173,9 8,3 105,0
Амортизация 189,8 190,3 0,6 100,3
Прочие расходы 137,7 142,1 4,4 103,2
Структура расходов по перевозочным видам деятельности ОАО «РЖД» по элементам затрат, %
Структура расходов по перевозочным видам деятельности ОАО «РЖД» по элементам затрат, %
Структура расходов по перевозочным видам деятельности ОАО «РЖД» %

Расходы на оплату труда составили 400,7 млрд руб., что выше уровня 2015 года на 1,3 %, или на 5,1 млрд руб.

Изменение расходов сложилось за счет:

  • увеличения расходов, зависящих от объемов перевозок (+1,8 млрд руб.);
  • роста расходов по фонду заработной платы в связи с проведением индексации заработной платы с 1 марта 2016 года на 2,9 % и с 1 октября 2016 года на 3,5 % (в среднем за 2016 год к 2015 году – 3,9 %) согласно п. 4.1.5 коллективного договора ОАО «РЖД» на 2014–2016 годы (+13,9 млрд руб.) и соответствующего увеличения остальных выплат (отчислений в НПФ, выплат социального характера и др.) (+1,1 млрд руб.). Общее увеличение составило 15,0 млрд руб.;
  • дополнительного увеличения программы капитального ремонта пути на проведение работ по сплошной замене рельсов в период между капитальными ремонтами пути, сопровождаемых работами в объемах среднего ремонта пути на 1 500 км пути в целях недопущения роста числа километров со сверхнормативным пропущенным тоннажем. Общее увеличение затрат – 15 млрд руб., в том числе расходы на оплату труда – 2,4 млрд руб.

Дополнительное финансирование программы капитального ремонта осуществлено в соответствии с решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол от 25 декабря 2015 года № 23).

Вместе с тем за счет реализации оптимизационных мероприятий расходы на оплату труда снижены на 14,1 млрд руб., в том числе от:

  • эффекта от передачи в 2015 году на аутсорсинг непрофильных видов деятельности (–3,5 млрд руб.);
  • реализации мероприятий в рамках программы по повышению производительности труда (–8,1 млрд руб.);
  • снижения выплат по единовременному вознаграждению за преданность Компании и оценочных обязательств в связи со снижением количества работников, имеющих право на данные выплаты (–1,3 млрд руб.), и др.

Отчисления на социальные нужды составили 110,8 млрд руб., что выше уровня 2015 года на 0,4 %, или на 0,4 млрд руб. Увеличение затрат обусловлено соответствующим ростом расходов на оплату труда, на которые начисляются страховые взносы.

Затраты на топливо составили 78,7 млрд руб., что ниже уровня 2015 года на 5,3 %, или на 4,4 млрд руб., в том числе:

  • затраты на топливо на тягу поездов снижены на 2,9 % (–2,0 млрд руб.).
    Изменение расходов сложилось за счет:
    • увеличения объемов перевозок тоннокилометровой работы брутто в дизельной тяге на 1,2 %, (+0,8 млрд руб.);
    • снижения цены на дизельное топливо (–1,5 млрд руб.);
    • реализации оптимизационных мер, направленных на снижение потребления топлива за счет снижения удельных норм расхода топлива на тягу поездов в теплотяге на 1,7 %, что позволило снизить расходы на 1,3 млрд руб.;
  • затраты на прочие производственные нужды снижены на 18,5 % (–2,4 млрд руб.).
    Изменение расходов сложилось за счет:
    • дополнительного увеличения объемов капитального ремонта пути (+0,2 млрд руб.);
    • снижения цены на дизельное топливо (–0,4 млрд руб.);
    • снижения объемов потребления топлива в рамках оптимизационных мероприятий (регулирование режимов подогрева локомотивов временно отставленных от эксплуатации, оптимизация режимов котельного оборудования и др.) (–2,2 млрд руб.).
400,7 млрд руб. расходы на оплату труда в 2016 году
78,7 млрд руб. затраты на топливо в 2016 году

138,0 млрд руб. затраты на электроэнергию в 2016 году

Затраты на электроэнергию составили 138,0 млрд руб., что выше уровня 2015 года на 7,8 %, или на 10,0 млрд руб., в том числе:

  • затраты на электроэнергию на тягу поездов возросли на 7,9 % (+8,9 млрд руб.).
    Изменение расходов сложилось за счет:
    • увеличения объемов перевозок тоннокилометровой работы брутто в электрической тяге на 1,7 %, (+1,9 млрд руб.);
    • роста среднего уровня тарифов на электроэнергию на тягу поездов на 6,2 % (+7,1 млрд руб.);
    • реализации оптимизационных мер, направленных на снижение потребления электроэнергии за счет снижения удельных норм расхода электроэнергии на тягу поездов на 0,1 %, что позволило снизить расходы на 0,1 млрд руб.;
  • затраты на прочие нужды возросли на 7,3 % (+1,1 млрд руб.).
    Изменение расходов сложилось за счет:
    • роста среднего уровня тарифов на электроэнергию на 6,9 % (+1,0 млрд руб.);
    • дополнительного увеличения объемов капитального ремонта пути (+0,1 млрд руб.).

Остальные материальные затраты (материалы и прочие материальные затраты) составили 235,6 млрд руб., что выше уровня 2015 года на 6,3 %, или на 14,0 млрд руб.

Изменение расходов сложилось за счет:

  • роста расходов, зависящих от объемов перевозок (+1,4 млрд руб.);
  • увеличения расходов в связи с реализацией программы «Год пассажира» (+0,8 млрд. руб.);
  • дополнительного увеличения объемов капитального ремонта пути (+11,4 млрд руб.);
  • остальные факторы (+0,4 млрд руб.) – при росте расходов за счет роста цен на потребляемую продукцию на 16,0 млрд руб. реализованы мероприятия по оптимизации расходов, что позволило снизить расходы на 15,6 млрд руб.

Амортизация составила 190,3 млрд руб., что выше уровня 2015 года на 0,3 %, или на 0,6 млрд руб. Изменение затрат обусловлено как вводом в действие новых объектов основных фондов в рамках реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД», так и выбытием ряда объектов, проводимой работой по консервации основных фондов, не задействованных в перевозочном процессе, и др.

Прочие расходы составили 142,1 млрд руб., что выше уровня 2015 года на 3,2 %, или на 4,4 млрд руб. Основными факторами, оказавшими влияние на величину изменения прочих расходов, стали:

  • рост расходов на налог на имущество (+5,8 млрд руб.) в связи с увеличением с 1 января 2016 года ставки налога (с 1,0 до 1,3 %) в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся неотъемлемой частью указанных объектов, и др.;
  • рост расходов на финансирование программы лизинга современной путевой техники, предназначенной для широкого комплекса работ по ремонту пути с целью обеспечения эффективного функционирования железнодорожной инфраструктуры (+1,3 млрд руб.);
  • дополнительное увеличение объемов капитального ремонта пути (+0,3 млрд руб.);
  • снижение расходов за счет реализации оптимизационных мер (–3,0 млрд руб.), в том числе сокращение затрат на арендные платежи, на коммуникационное обеспечение, программное обеспечение, расходы на услуги связи и др.

В 2017 году общее увеличение затрат по перевозочным видам деятельности в связи с вводом нового объекта МЦК составило 2,5 млрд. руб.

По итогам 2016 года себестоимость железнодорожных перевозок составила 415,2 коп. / 10 прив. ткм, что на 0,8 % выше уровня 2015 года (при среднегодовой инфляции в стране 7,1 %).

Капитальный ремонт основных средств

В целом по 2016 году отремонтированы объекты основных средств ОАО «РЖД» на общую сумму почти 72,3 млрд руб. За счет этих средств в том числе отремонтировано 3 762,8 км пути, 1 600 секций электровозов и 653 секции тепловозов, более 524,5 км автоматической и полуавтоматической блокировки, 990 стрелок ЭЦ, 146 вагонных замедлителей, более 2 048 км контактной сети, более 1 153 воздушных и кабельных линий электропередач, 54 тяговые подстанции.

Кроме того, за счет средств инвестиционной программы в 2016 году реконструировано 2 200,2 км пути. Общий объем оздоровления пути (реконструкция и капитальный ремонт железнодорожного пути) в 2016 году составил почти 6 тыс. км (5 963 км).