Проекты с участием средств государственной поддержки
Модернизация железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба
С целью ликвидации «узких мест» на железных дорогах Забайкалья и Дальнего Востока для обеспечения к 2020 году дополнительного объема перевозок грузов российских компаний до 66,8 млн т в год к уровню 2012 года ОАО «РЖД» с 2013 года реализует комплекс первоочередных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона.
В ходе реализации проекта в 2016 году на объектах Восточного полигона были введены в постоянную эксплуатацию:
- построены дополнительные главные пути на перегоне Таксимо – Лодья (27,7 км);
- реконструировано 9 станций – 92,2 км (Хабаровск парк «Б», Уктур, Пожарский, Тейсин, Вандан, Комсомольск-Сортировочный, Болонь, Слюдянка-2, Известковая) и 11 разъездов (323 км, Мохортов, Барсовый, Дуки, Пиль, Талиджак, Баджал, Холони, Катама, Дальневосточный, Сагджему);
- обновлено 34,7 км автоматической блокировки;
- реконструировано земляное полотно на 5 участках (Огорон – Молдавский (2 782 км ПК0 – 2 783 км ПК4), Тангомен – Дугда (2 893 км ПК0 – 2 894 км ПК2), Дугда – Нора (2 904 км ПК5 – 2 906 км ПК6), Хабаровск – Уссурийск (8 961 км), Туринская – Карымская (6 278 км);
- проведено техническое перевооружение 18 тяговых подстанций (Хилок, Гонжа, Могзон, Размахнино, Урульга, Аячи, Амазар, Лесная, Короли, Тарманчукан, Приисковая, Ружино, Сибирцево, Сохондо, Янчукан, Дабан, Улькан, Кунерма);
- реконструировано 11 малых мостов и мост через реку Бурею;
- построено 10 жилых домов (на станциях Новая Чара, Октябрьский, Таксимо, Вихоревка, Магдагачи, Литовко, Облучье).
Комплексная реконструкция участка Междуреченск – Тайшет
Данный проект реализуется в целях освоения к 2020 году перспективного грузопотока, в первую очередь для обеспечения перевозок грузов со строящейся железнодорожной линии Кызыл – Курагино в объеме 15 млн т, в том числе вывоза угля из Элегестского каменноугольного месторождения в объеме 12 млн т в направлении портов Дальнего Востока.
Проектом предусмотрен полный комплекс мероприятий по увеличению пропускной способности участка: строительство 115 км дополнительных главных путей, 2 разъездов, новой соединительной линии Авда – Громадская с устройством сигнализации, централизации и блокировки, реконструкция 2-го Джебского тоннеля, развитие станций, усиление устройств электроснабжения на участках Абакан – Курагино, Курагино – Саянская и Уяр – Тайшет.
По состоянию на 1 января 2017 года введены в эксплуатацию следующие объекты строительства:
- разъезд Кирба на перегоне Ханкуль – Хоных;
- четный парк на станции Абакан;
- соединительная линия Авда – Громадская (3,3 км);
- 1-й этап строительства вторых путей на перегоне Лукашевич – Кравченко (1,5 км).
Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна
В 2016 году работы по строительству дополнительных главных путей в объеме 22,3 км на перегоне Абганерово (вкл.) – Гнилоаксайская (искл.) выполнены в полном объеме. В связи с продолжительным оформлением разрешительных и правоустанавливающих документов оформление актов ввода в эксплуатацию перенесено на 2017 год.
Кроме того, продолжалось выполнение следующих работ по:
- строительству дополнительных главных путей на перегонах общей протяженностью 131,3 км, в том числе на перегонах: Тингута – Абганерово (21,5 км), Ремонтная – Гашун (20,1 км), Гашун – Зимовники (17,6 км), Маныч – Шаблиевская (7,4 км), Забытый – Поливянский (17,7 км), Развильная – Песчанокопская (18,5 км), Порошинская – 4 км (17,5 км), Полтавская – Протока (11 км);
- реконструкции станции Козырьки и строительству станции Гречаная, а также выполнение подготовительных работ по строительству Обхода Краснодарского узла на участке Гречаная – Козырьки.
Выполнялись проектно-изыскательские работы по строительству дополнительных главных путей на перегонах: Горнополянский – Канальная, Канальная – Тингута, Ея – Ровное, Ровное – Порошинская и др., а также по обходу Краснодарского узла и по строительству автодорожных путепроводов на участках.
По итогам 2016 года выполнены следующие работы:
- отсыпка земляного полотна – 1 130 тыс. м3;
- укладка 81,0 км путей, 51 комплекта стрелочных переводов;
- балластировка пути – 270 тыс. м3;
- укладка ИССО – 21 строительная труба;
- строительство 13 мостов;
- реконструкция 5 переездов;
- монтаж защитных экранов – 2,2 км;
- установка 1 700 опор контактной сети;
- монтаж 67 км контактной подвески.
Развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла
В рамках выполнения Программы реализации комплексного проекта развития железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла в 2012–2020 годах и на период до 2025 года (далее – Программа) ОАО «РЖД» в 2016 году завершены строительные работы в рамках проекта «Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги».
Открытие регулярного пассажирского движения на Московском центральном кольце (далее – МЦК) явилось значимым событием для Московского региона.
Реализация проекта позволила создать современную городскую пассажирскую транспортную систему, разгрузить метрополитен и наземный транспорт, сформировала новый пересадочный контур, улучшила транспортную доступность в районах города. Модернизация железнодорожной инфраструктуры позволила связать жилые районы, парки и спортивные объекты, торговые центры и офисы, обеспечить развитие депрессивных территорий города, ранее недоступных для горожан. Прилегающие городские районы получили новый импульс к развитию.
По итогам 2016 года была перевезено 27 млн пассажиров, при этом пассажиропоток продолжает расти. Уже в настоящее время выявлена необходимость дальнейшего развития МЦК: увеличение пропускной и провозной способностей, сокращение интервалов и, как следствие, развитие пассажирской и железнодорожной инфраструктур.
Также за 2016 год выполнены строительно-монтажные работы по обустройству пассажирской инфраструктуры на остановочном пункте Отдых Казанского направления для организации дополнительной остановки электропоездов «Спутник» в целях обеспечения транспортной доступности Национального центра авиации (НЦА). 12 сентября 2016 года организована остановка электропоездов «Спутник», следующих по маршруту Москва – Раменское.
Кроме того, осуществлялись работы в рамках проектов развития железнодорожной инфраструктуры на радиальных направлениях – Павелецком, Ярославском, Горьковском, Курском, Смоленском.
Строительство железнодорожной линии Прохоровка – Журавка – Чертково – Батайск
Основной целью проекта по строительству железной дороги на участке Журавка – Миллерово протяженностью 136,9 км в обход территории Украины является повышение безопасности перевозки грузов и пассажиров и обеспечение устойчивого, не зависящего от внешних факторов, транспортного сообщения в южном направлении.
Работа осуществляется во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 апреля 2015 года № 196 «Об обеспечении строительства двухпутной электрифицированной железной дороги на участке Журавка – Миллерово».
По состоянию на 1 января 2017 года выполнены следующие объемы проектных и строительно-монтажных работ:
- из зоны строительства полностью вынесены все высоковольтные линии электропередачи (12 пересечений);
- в полном объеме переустроены сети связи ПАО «Ростелеком»;
- завершены работы по переустройству 8 газопроводов из 11 (73 %);
- построена большая часть искусственных сооружений – 70 из 98 по проекту (71 %), в том числе 66 водопропускных труб (100 %), 2 малых моста-скотопрогона (100 %) и 2 железнодорожных путепровода из 19 (10 %);
- отсыпано 34,3 млн м3 земляного полотна из общего объема 40,4 млн м3 (86 %). В полном объеме сооружение земляного полотна планируется завершить в январе 2017 года в срок, установленный Планом мероприятий.
Ведутся работы по строительству верхнего строения пути и электрификации линии.
Всего уложено 40,2 км звеньев верхнего строения пути, в том числе на перегонах Журавка – Зайцевка, Зайцевка – Сергеевка – 23,7 км главного пути, на станциях Журавка, Зайцевка, Сергеевка – 16,5 км.
В части проектных работ были получены положительные заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации по четырем этапам объекта из восьми, еще по четырем этапам проектная документация в настоящее время проходит государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань
Во исполнение поручений руководства страны и в соответствии с сетевым планом-графиком реализации проекта ВСМ Москва – Казань, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2016 года № 5-р, ОАО «РЖД» в 2016 году последовательно осуществляло подготовку к строительству первой отечественной высокоскоростной магистрали.
ОАО «РЖД» совместно с ОАО «Скоростные магистрали», российско-китайским консорциумом проектных организаций и французскими техническими консультантами (Systra, SNCF) выполнен в полном объеме комплекс инженерных изысканий, разработана проектная документация строительства первого участка магистрали Москва – Нижний Новгород.
Минстроем России разработана и утверждена документация по планировке территории для строительства магистрали на территориях Московской, Владимирской и Нижегородской областей.
Для строительства магистрали на территориях Москвы, Республики Марий Эл, Чувашской Республики и Республики Татарстан документация была представлена на согласование и утверждение в Минстрой России.
В 2016 году разработана концепция развития прилегающих к ВСМ территорий, сформированы паспорта инвестиционных проектов, в которых определены основные направления и параметры развития территорий.
Проведен публичный технологический и ценовой аудит инженерных изысканий и проектной документации участка Москва – Нижний Новгород, включая оценку технических требований и ограничений высокоскоростного подвижного состава, технологий его эксплуатации и обслуживания с учетом предложенных проектных решений, по результатам которого получено положительное заключение.