Грузовые перевозки
Грузовые перевозки по инфраструктуре ОАО «РЖД»
Показатель | Единица измерения | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
значение | % | ||||||
Погрузка | млн т | 1 271,9 | 1 236,8 | 1 226,9 | 1 214,5 | 1 222,3 | 0,6 |
в среднем в сутки | тыс. т | 3 475,1 | 3 388,5 | 3 361,5 | 3 327,3 | 3 339,5 | 0,4 |
Общий грузооборот, в том числе | млрд ткм | 2 782,6 | 2 813,1 | 2 954,5 | 2 954,9 | 2 997,8 | 1,5 |
груженый грузооборот | млрд ткм | 2 222,4 | 2 196,2 | 2 298,6 | 2 304,8 | 2 342,6 | 1,6 |
порожний грузооборот | млрд ткм | 560,2 | 616,9 | 655,9 | 650,1 | 655,2 | 0,8 |
Доля отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок | % | 72,5 | 77,5 | 87,1 | 92,9 | 96,1 | 3,2 п. п. |
Краснощек А. А.
Погрузка
Деятельность ОАО «РЖД» во многом отражает ситуацию в российской экономике и промышленности, так как связана с работой крупнейших производителей товаров. Так, согласно данным Росстата, индекс промышленного производства по итогам 2016 года составил 1,1 %. При этом погрузка по сети российских железных дорог составила 1 222,3 млн т (3 339,5 тыс. т в среднем в сутки), что выше уровня 2015 года на 0,6 %. Такая динамика обусловлена ростом погрузки в первую очередь строительных грузов и каменного угля.
По итогам года было отмечено сокращение погрузки во внутрироссийском сообщении на 0,1 % (до 785,6 млн т) при увеличении объемов погрузки на экспорт на 2,2 % (до 428,3 млн т). В результате доля внутреннего сообщения в структуре погрузки в 2016 году сократилась с 64,8 до 64,3 % при одновременном росте удельного веса экспорта с 34,5 до 35,0 %. В общей структуре погрузки преобладали каменный уголь, нефтеналивные и строительные грузы, руда. Их суммарная доля в общем объеме погрузки составила 66,7 %.
В 2016 году в разрезе классов грузов была зафиксирована разнонаправленная динамика: при росте объемов погрузки грузов I (на 2,4 %, или 17,1 млн т) и III (на 0,7 %, или 0,9 млн т) тарифных классов снизилась погрузка грузов II класса (на 2,8 %, или 10,2 млн т).
В разрезе номенклатуры наибольший удельный вес в 2016 году пришелся на низкодоходные грузы – 60,2 % от общего объема погрузки. Доля среднедоходных грузов составляла 29,4 %, высокодоходных – 10,4 %.
Показатель | 2015 | 2016 | Изменение объема, % | ||
---|---|---|---|---|---|
млн т | доля, % | млн т | доля, % | ||
Погрузка | 1 214,5 | 100,0 | 1 222,3 | 100,0 | 0,6 |
Внутреннее сообщение | 786,4 | 64,8 | 785,6 | 64,3 | –0,1 |
Экспорт, в том числе | 419,2 | 34,5 | 428,3 | 35,0 | 2,2 |
через порты | 259,6 | 21,4 | 273,3 | 22,4 | 5,3 |
через погранпереходы | 159,6 | 13,1 | 155,0 | 12,7 | –2,9 |
Импорт и транзит | 8,8 | 0,7 | 8,4 | 0,7 | –4,3 |
Структура погрузки грузов в 2016 году, %
Грузооборот
Груженый грузооборот железнодорожных перевозок в 2016 году вырос на 1,6 % и составил 2 342,6 млрд ткм.
Общий грузооборот (с учетом пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии) на инфраструктуре ОАО «РЖД» при этом увеличился на 1,5 % к уровню 2015 года и составил 2 997,8 млрд ткм, порожний грузооборот вырос на 0,8 % (до 655,2 млрд ткм).
Темпы роста грузооборота опережают темпы роста погрузки, что связано с ростом средней дальности перевозок грузов. Сокращение объемов короткопробежных внутрироссийских перевозок грузов было компенсировано их ростом в экспортном сообщении через припортовые станции (на 68,1 млрд ткм, или 8,3 %).
В 2016 году средняя дальность перевозок составила 1 599 км, что на 1,8 %, или 28 км, выше уровня 2015 года, в том числе в груженой отправке – 1 764 км (рост на 1,7 %), грузов на своих осях – 1 199 км (рост на 1,8 %).
Показатель | 2015 | 2016 | Изменение, % |
---|---|---|---|
Груженая отправка | 1 734 | 1 764 | 1,7 |
Порожняя отправка | 1 177 | 1 199 | 1,8 |
Итого средняя по сети | 1 570 | 1 599 | 1,8 |
Во внутреннем сообщении груженый грузооборот сократился на 2,4 % – до 976,7 млрд ткм, также произошло снижение грузооборота импортных (на 0,9 % – до 83,8 млрд ткм) и транзитных (на 5,3 % – до 46,0 млрд ткм) перевозок. При этом экспорт по итогам года показал рост груженого грузооборота на 5,5 % – до 1 236,1 млрд ткм.
Произошедшие изменения привели к дальнейшему сокращению удельного веса внутрироссийских перевозок в структуре груженого грузооборота и росту доли экспорта.
За последние пять лет доля экспортных перевозок в грузообороте повысилась на 4,5 п. п. и в 2016 году достигла 52,8 %, тогда как доля внутрироссийских перевозок, напротив, снизилась до 41,7 %.
Основную долю в структуре груженого грузооборота в 2016 году занимали каменный уголь (40,8 %, рост на 1,6 п. п. к 2015 году), нефтеналивные грузы (17,0 %, снижение на 2,2 п. п.) и минерально-строительные грузы (8,8 %, на уровне 2015 года).
Рынок оперирования грузовыми вагонами
Российский парк грузовых вагонов по состоянию на конец 2016 года составил 1 072 827 единиц, из них 175,1 тыс., или 16 %, являются вагонами парка холдинга «РЖД».