Обращение председателя правления и президента ОАО «РЖД»
Мы ставили перед собой задачу повысить качество обслуживания пассажиров, причем сделать это за счет собственных ресурсов. Работа над совершенствованием наших услуг в рамках программы «Год пассажира» позволила переломить отрицательную тенденцию перевозок: железными дорогами воспользовались 1 037 млн человек, что на 1,6 % выше показателя 2015 года.
Люди стали больше ездить по стране, в том числе с туристическими целями, что особенно было заметно по летним перевозкам. Для удобства пассажиров мы открыли продажу билетов на все поезда дальнего следования за 60 суток до отправления. В планах увеличить этот срок до 120 суток, чтобы люди могли заранее планировать свои поездки. Не оставляем без внимания пассажиров с ограниченными физическими возможностями, создавая для них более комфортные условия в поездах и на вокзалах.
Стабилизировалась ситуация в пригородном сообщении, растет спрос на городские электрички». Проект Московского центрального кольца показал востребованность такой услуги в мегаполисах, к концу 2016 года «Ласточки» на МЦК перевезли более 27 млн человек. Аналогичный сервис планируем развивать в других российских крупных городах – это вклад железнодорожников в будущее городских агломераций.
Объемы грузовых перевозок по итогам 2016 года также продемонстрировали положительную динамику и составили 1 222 млн т. В сфере работы с грузоотправителями мы ориентируемся на улучшение сервиса и упрощение оформительских процедур, развитие электронного документооборота. Возросли скорости доставки грузов, повышена надежность и точность сроков перевозки. Учитывая конъюнктуру на мировых рынках, в прошлом году мы предоставили более 30 тарифных преференций, которые стали результатом взаимовыгодного компромисса.
Несмотря на произошедшие существенные изменения в структуре перевозимых грузов, в 2016 году нам впервые удалось полностью сбалансировать финансовый результат ОАО «РЖД» без получения государственных субсидий. Это стало возможным благодаря кропотливой работе по оптимизации издержек Компании, повышению производительности труда, внедрению ресурсосберегающих технологий, сдерживанию роста цен на потребляемую продукцию.
В целом за 2015–2016 годы были сокращены издержки на общую сумму 103 млрд руб., что сопоставимо с месячным объемом затрат Компании.
Компания исполнила свои обязательства по платежам в региональные бюджеты, сохранив за собой статус одного из ключевых налогоплательщиков. Общая сумма начисленных налогов и страховых взносов Холдинга за 2016 год составила 430 млрд руб., в том числе в бюджеты субъектов Российской Федерации – 161 млрд руб.
Мы и дальше продолжим работу по оптимизации расходов, повышению производительности труда и модернизации инфраструктуры.
По итогам 2016 года инвестиционная программа ОАО «РЖД» составила почти 400 млрд руб., в соответствии с графиком идет реализация важнейших проектов, связанных с выполнением поручений Президента и Правительства Российской Федерации. Среди них: модернизация БАМа и Транссиба, усиление подходов к портам, строительство линии Журавка – Миллерово, развитие инфраструктуры Московского транспортного узла. Последовательно идет подготовка к строительству первой отечественной высокоскоростной магистрали Москва – Нижний Новгород – Казань.
Важно отметить, что все наши проекты проходят многоступенчатый контроль, активно используются процедуры независимого технологического и ценового аудита. Растет доля закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, по итогам года она превысила 45 % (132,1 млрд руб.) при нормативном показателе в 18 % (52,3 млрд руб.). Кроме того, в 2016 году в соответствии с законодательством в ОАО «РЖД» сформированы и начали реально функционировать антикоррупционные механизмы, образована и действует комиссия по урегулированию конфликта интересов.
Уважаемые коллеги и партнеры! ОАО «РЖД» продолжит курс на повышение качества предоставляемых услуг, сокращение издержек, обеспечение финансовой и технологической сбалансированности. Федеральной антимонопольной службой утверждена дополнительная надбавка к грузовому тарифу на выполнение капитального ремонта инфраструктуры в 2017 году в размере 2 %. Мы обязаны оправдать ожидания наших клиентов и регуляторов, получить ощутимые результаты этой работы: повысить скорость и надежность перевозок.
2017 год станет для нас особенным: с момента открытия первой в России железной дороги исполнится 180 лет. В XIX веке стальные магистрали коренным образом изменили нашу страну, став не только драйвером развития экономики, но и одним из символов России.
С уважением к нашей истории и традициям мы продолжим работу на благо экономики страны. Уверен – вместе мы справимся с любыми задачами, сделаем все возможное для благополучия и динамичного развития нашего государства.
О. В. Белозёров
Председатель правления,президент ОАО «РЖД»