Система риск-менеджмента
Решением совета директоров ОАО «РЖД» от 7 декабря 2015 года утверждено Положение о системе управления рисками. В положении учтены рекомендации Федерального агентства по управлению государственным имуществом к структуре и содержанию внутренних документов, определяющих подходы компаний с государственным участием к управлению рисками, в том числе формализованы процедуры, связанные с определением предпочтительного риска в Компании.
Положение о системе управления рисками определяет:
- цели и задачи системы управления рисками;
- принципы функционирования системы управления рисками;
- участников процесса управления рисками и их функции;
- взаимодействие в рамках системы управления рисками;
- этапы процесса управления рисками.
Принципы построения и функционирования системы управления рисками
ОАО «РЖД» придерживается принципов и подходов к построению и функционированию системы управления рисками, изложенных в концептуальных моделях управления рисками Комитета спонсорских организаций Комиссии Трэдвэя (COSO ERM «Управление рисками организаций. Интегрированная модель»), международном стандарте ISO 31000 «Менеджмент риска. Принципы и руководящие указания» и требованиях соответствующих положений Кодекса корпоративного управления.
Охват всех видов деятельности
- Внедрение процедур управления рисками во все функциональные области деятельности ОАО «РЖД», в том числе в рамках процессного подхода к управлению.
Сбалансированность
- Объективный баланс критериев при принятии решения о способе реагирования на риск: выбор между возможными потерями и возможностями, между издержками по управлению риском и возможным ущербом по управлению рисками.
Комплексность
- Управление рисками на основе единой методологии и единых принципов, учета системной взаимосвязи рисков, характера их взаимного влияния и возможных последствий.
Интеграция
- Управление рисками, координируемое владельцами рисков, осуществляемое работниками в процессе выполнения должностных обязанностей.
Непрерывность
- Проведение регулярного мониторинга и обновление информации, используемой в системе управления рисками ОАО «РЖД».
Применяемые методы управления рисками
- Уклонение от риска – отказ от шагов и деятельности, реализация которых может привести к появлению негативных последствий значимого уровня.
- Сокращение риска – проведение мероприятий, направленных на уменьшение вероятности реализации риска и/или снижения возможных последствий его реализации.
- Распределение риска – сокращение риска за счет передачи третьему лицу (страхование и прочее).
- Принятие риска – покрытие возможных убытков при реализации риска за счет собственных средств.
Мероприятия по совершенствованию системы управления рисками
В августе 2016 года в Компании было создано отдельное структурное подразделение, ответственное за развитие в ОАО «РЖД» и его дочерних обществах системы управления рисками, – Центр развития управления рисками и аутсорсингом, на который возложены задачи по определению и обеспечению достижения целей развития системы управления рисками ОАО «РЖД» и его дочерних обществ, методическому обеспечению и координации работы подразделений Компании в этой области.
В 2016 году также была продолжена работа по совершенствованию нормативной базы управления рисками в ОАО «РЖД». В частности, приняты Методические рекомендации по оценке коррупционных рисков в ОАО «РЖД» и Методические рекомендации по построению матрицы рисков функционирования железнодорожного транспорта.