Карта рисков холдинга «РЖД»

Категория рисков Риски
ВНЕШНИЕ РИСКИ
Макроэкономические
  • снижение объемов грузов, предъявляемых к перевозке железнодорожным транспортом;
  • риск незапланированных колебаний объемов перевозок, превышающих пропускную способность отдельных участков железных дорог;
  • ухудшение структуры отгрузки железнодорожным транспортом промышленного и сельскохозяйственного производства;
  • рост цен на потребляемые холдингом РЖД» товары и услуги;
  • уменьшение доходов Компании от пассажирских перевозок в связи со снижением платежеспособности населения;
  • снижение инвестиционной и деловой активности в промышленности и сельском хозяйстве;
  • изменение направлений и расстояний следования грузопотоков;
  • ужесточение тарифных и нетарифных ограничений внешнеторгового оборота;
  • недостаток государственных инвестиций.
Рыночные
  • снижение доли холдинга РЖД» в высокорентабельных сегментах транспортного рынка;
  • рост внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции;
  • риск несоответствия качества и ассортимента предоставляемых услуг новым требованиям клиентов;
  • опережающее развитие альтернативных видов транспорта, в том числе за счет ускоренного внедрения инноваций;
  • создание и выход на проектную мощность международных транспортных коридоров в обход территории России;
  • дефицит производственных мощностей поставщиков продукции для холдинга РЖД».
Финансовые
  • кредитные риски;
  • валютные риски;
  • процентные риски;
  • риски потери ликвидности;
  • снижение позиций ОАО «РЖД» в рейтингах международных агентств;
  • финансовые последствия имущественных рисков и рисков ответственности.
Риски трудовых ресурсов
  • усиление диспропорций в структуре трудовых ресурсов, представленных на рынке;
  • ухудшение позиций холдинга РЖД» на рынке труда;
  • ухудшение качества трудовых ресурсов;
  • уменьшение трудоспособного населения в отдаленных регионах вследствие развития урбанизации общества;
  • риск снижения привлекательности профессий в сфере железнодорожного транспорта;
  • усиление конкуренции за квалифицированные кадры, в том числе из-за ухудшения демографической ситуации в стране.
Регуляторные риски
  • сохранение жесткого государственного тарифного регулирования;
  • ужесточение законодательства (транспортного, налогового, экологических требований и др.);
  • отсутствие законодательного регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава.
Политические
  • влияние международных санкций на экономику страны и деятельность холдинга РЖД»;
  • ухудшение межгосударственных отношений;
  • локальные военные действия;
  • террористическое воздействие на объекты холдинга РЖД».
Техногенные и природно-климатические
  • аварии на объектах, связанных с обеспечением работы холдинга РЖД»;
  • техногенные аварии на смежных видах транспорта (прежде всего в акваториях морских портов и на основных автотрассах);
  • пожары, стихийные бедствия в районах деятельности холдинга РЖД».
Научно-технические и технологические
  • применение новых энергоносителей и энергосберегающих режимов, технологий и материалов на альтернативных видах транспорта и при эксплуатации объектов инфраструктуры;
  • повышение грузоподъемности автомобилей и судов и скорости доставки ими грузов.
ВНУТРЕННИЕ РИСКИ
Производственно-технологические
  • отставание развития инфраструктуры от динамики увеличения грузо- и пассажиропотоков;
  • сбои при организации логистических схем доставки грузов и порожнего подвижного состава;
  • нарушение плана формирования поездов и графика движения поездов;
  • снижение эффективности использования подвижного состава;
  • несоответствие действующих технологических процессов организации перевозок требованиям к качеству транспортных услуг;
  • несоответствие технологических процессов требованиям безопасности движения;
  • снижение надежности подвижного состава, хозяйства пути и сооружений;
  • нарушение параметров операций в технологической цепи поддержания жизненного цикла транспортной услуги.
Технические и ресурсные
  • сохранение высокого уровня износа основных фондов;
  • нарушение сроков и условий поставок материальных ресурсов;
  • риск использования некачественной и неполной информации о потребителях услуг холдинга РЖД»;
  • снижение надежности технических средств;
  • несовместимость технических средств и технологий в перевозочном процессе.
Инвестиционные
  • неверное обоснование и ошибочный выбор новых инвестиционных объектов;
  • снижение доходности и необеспечение плановой рентабельности инвестированных средств;
  • отсутствие четких гарантий объемов перевозок от грузовладельцев при реализации инфраструктурных инвестиционных проектов;
  • риск неисполнения параметров реализуемых проектов (превышение бюджета, неисполнение сроков, недостижение целей проекта).
Риски структурных преобразований
  • угроза нарушения технологических процессов холдинга РЖД» и, как следствие, значительные финансовые потери;
  • угроза потери финансовой устойчивости и риск банкротства ДЗО;
  • снижение рентабельности холдинга РЖД» вследствие некомпенсируемого вывода высокорентабельных ДЗО;
  • снижение стоимости активов и капитализации холдинга РЖД» в случае неэффективной работы ДЗО.
Кадровые
  • несоответствие профессионального уровня персонала потребностям холдинга РЖД»;
  • риск дальнейшего увеличения числа работников предпенсионного возраста;
  • отток высококвалифицированных кадров вследствие недостаточной мотивации и снижения конкурентоспособности заработной платы работников холдинга РЖД» по сравнению с другими отраслями;
  • профессиональные риски: получение травмы или профзаболевания;
  • риск неэффективного подбора, расстановки и управления кадрами;
  • нарушения трудовой дисциплины;
  • снижение корпоративной культуры сотрудников.
Управленческие
  • снижение управляемости структурами холдинга РЖД»;
  • принятие необоснованных управленческих решений;
  • неисполнение принятых решений в установленные сроки;
  • недостижение целевых экономических и производственных результатов деятельности холдинга РЖД».