ВНЕШНИЕ РИСКИ |
Макроэкономические | - снижение объемов грузов, предъявляемых к перевозке железнодорожным транспортом;
- риск незапланированных колебаний объемов перевозок, превышающих пропускную способность отдельных участков железных дорог;
- ухудшение структуры отгрузки железнодорожным транспортом промышленного и сельскохозяйственного производства;
- рост цен на потребляемые холдингом РЖД» товары и услуги;
- уменьшение доходов Компании от пассажирских перевозок в связи со снижением платежеспособности населения;
- снижение инвестиционной и деловой активности в промышленности и сельском хозяйстве;
- изменение направлений и расстояний следования грузопотоков;
- ужесточение тарифных и нетарифных ограничений внешнеторгового оборота;
- недостаток государственных инвестиций.
|
Рыночные | - снижение доли холдинга РЖД» в высокорентабельных сегментах транспортного рынка;
- рост внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции;
- риск несоответствия качества и ассортимента предоставляемых услуг новым требованиям клиентов;
- опережающее развитие альтернативных видов транспорта, в том числе за счет ускоренного внедрения инноваций;
- создание и выход на проектную мощность международных транспортных коридоров в обход территории России;
- дефицит производственных мощностей поставщиков продукции для холдинга РЖД».
|
Финансовые | - кредитные риски;
- валютные риски;
- процентные риски;
- риски потери ликвидности;
- снижение позиций ОАО «РЖД» в рейтингах международных агентств;
- финансовые последствия имущественных рисков и рисков ответственности.
|
Риски трудовых ресурсов | - усиление диспропорций в структуре трудовых ресурсов, представленных на рынке;
- ухудшение позиций холдинга РЖД» на рынке труда;
- ухудшение качества трудовых ресурсов;
- уменьшение трудоспособного населения в отдаленных регионах вследствие развития урбанизации общества;
- риск снижения привлекательности профессий в сфере железнодорожного транспорта;
- усиление конкуренции за квалифицированные кадры, в том числе из-за ухудшения демографической ситуации в стране.
|
Регуляторные риски | - сохранение жесткого государственного тарифного регулирования;
- ужесточение законодательства (транспортного, налогового, экологических требований и др.);
- отсутствие законодательного регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава.
|
Политические | - влияние международных санкций на экономику страны и деятельность холдинга РЖД»;
- ухудшение межгосударственных отношений;
- локальные военные действия;
- террористическое воздействие на объекты холдинга РЖД».
|
Техногенные и природно-климатические | - аварии на объектах, связанных с обеспечением работы холдинга РЖД»;
- техногенные аварии на смежных видах транспорта (прежде всего в акваториях морских портов и на основных автотрассах);
- пожары, стихийные бедствия в районах деятельности холдинга РЖД».
|
Научно-технические и технологические | - применение новых энергоносителей и энергосберегающих режимов, технологий и материалов на альтернативных видах транспорта и при эксплуатации объектов инфраструктуры;
- повышение грузоподъемности автомобилей и судов и скорости доставки ими грузов.
|
ВНУТРЕННИЕ РИСКИ |
Производственно-технологические | - отставание развития инфраструктуры от динамики увеличения грузо- и пассажиропотоков;
- сбои при организации логистических схем доставки грузов и порожнего подвижного состава;
- нарушение плана формирования поездов и графика движения поездов;
- снижение эффективности использования подвижного состава;
- несоответствие действующих технологических процессов организации перевозок требованиям к качеству транспортных услуг;
- несоответствие технологических процессов требованиям безопасности движения;
- снижение надежности подвижного состава, хозяйства пути и сооружений;
- нарушение параметров операций в технологической цепи поддержания жизненного цикла транспортной услуги.
|
Технические и ресурсные | - сохранение высокого уровня износа основных фондов;
- нарушение сроков и условий поставок материальных ресурсов;
- риск использования некачественной и неполной информации о потребителях услуг холдинга РЖД»;
- снижение надежности технических средств;
- несовместимость технических средств и технологий в перевозочном процессе.
|
Инвестиционные | - неверное обоснование и ошибочный выбор новых инвестиционных объектов;
- снижение доходности и необеспечение плановой рентабельности инвестированных средств;
- отсутствие четких гарантий объемов перевозок от грузовладельцев при реализации инфраструктурных инвестиционных проектов;
- риск неисполнения параметров реализуемых проектов (превышение бюджета, неисполнение сроков, недостижение целей проекта).
|
Риски структурных преобразований | - угроза нарушения технологических процессов холдинга РЖД» и, как следствие, значительные финансовые потери;
- угроза потери финансовой устойчивости и риск банкротства ДЗО;
- снижение рентабельности холдинга РЖД» вследствие некомпенсируемого вывода высокорентабельных ДЗО;
- снижение стоимости активов и капитализации холдинга РЖД» в случае неэффективной работы ДЗО.
|
Кадровые | - несоответствие профессионального уровня персонала потребностям холдинга РЖД»;
- риск дальнейшего увеличения числа работников предпенсионного возраста;
- отток высококвалифицированных кадров вследствие недостаточной мотивации и снижения конкурентоспособности заработной платы работников холдинга РЖД» по сравнению с другими отраслями;
- профессиональные риски: получение травмы или профзаболевания;
- риск неэффективного подбора, расстановки и управления кадрами;
- нарушения трудовой дисциплины;
- снижение корпоративной культуры сотрудников.
|
Управленческие | - снижение управляемости структурами холдинга РЖД»;
- принятие необоснованных управленческих решений;
- неисполнение принятых решений в установленные сроки;
- недостижение целевых экономических и производственных результатов деятельности холдинга РЖД».
|